Устав Введено-Оятского женского монастыря Тихвинской и Лодейнопольской епархии Санкт-Петербургской митрополии Московской патриархии
1. ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА.
1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.
2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.
3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, девство и послушание.
4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставление мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением.
Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «...аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене...» (Мф. 19,21).
5. Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, то есть в совершенном воздержании от всего, дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий.
Дающий обет девства утверждается на следующих словах Священного Писания: "Могий вместить, да вместит" (Мф. 19,12). "Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви" (1 Кор. 7,32).
6. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя.
Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: "...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет" (Мф. 16,24); "аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга" (Мф. 20,26); "Им же несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете" (Притч. 11,14).
7. К указанным главным основаниям должны применяться все правила и распоряжения, благоустрояющие сестричество Введено-Оятского женского монастыря в совокупности и поведение каждого лица в сестричестве, простирающиеся не только на жизнь духовно-нравственную, но и на состояние внешнего благочиния и хозяйства.
2. УСТРОЙСТВО ВВЕДЕНО-ОЯТСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ.
8. Введено-Оятский женский монастырь - общежительный монастырь со штатом 50 человек.
9. Монастырь находится под начальственным наблюдением и каноническим управлением правящего Архиерея - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.
Управление Монастырем осуществляет Настоятельница, назначаемая Священным Синодом по представлению правящего Архиерея.
10. Настоятельница совместно с Духовником
а) определяют назначения на основные должности в монастыре (Благочинной, Казначеи, Управляющих подворья и скита), испрашивая на то благословение правящего Архиерея;
б) испрашивают благословение у правящего Архиерея на пострижение в монашество годных к сему послушниц;
в) ходатайствуют перед правящим Архиереем о награждении наиболее достойных лиц из числа сестер.
11. Правящий Архиерей осуществляет общее наблюдение за ведением монастырского хозяйства, за правильным учетом и расходованием денежных средств, а также за уровнем духовного состояния сестер.
12. В помощь Настоятельнице существует Духовный Собор Введено-Оятского женского монастыря, членами которого являются: Настоятельница, Благочинная, Казначея, Управляющая подворья, Управляющая скита и, в случае нужды, некоторые по опытности и благочестию достойнейшие лица из сестер.
Духовный Собор имеет свои заседания по назначению Настоятельницы. Дела, подлежащие суждению Духовного Собора, бывают двух родов: одни - те, по коим должно в дальнейшем получать утверждение правящего Архиерея, а другие - те, по коим Собор имеет право сам приводить в исполнение решение с последующим докладом правящему Архиерею.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ.
13. НАСТОЯТЕЛЬНИЦА. Настоятельница в монастыре более всех имеет попечение о благоустройстве сестер и обители.
На обязанности Настоятельницы лежит всемерное поддержание в монастыре строгой дисциплины и образцового порядка, забота о духовном совершенствовании всех инокинь монастыря, неустанное наблюдение за благолепием и чинностью Богослужений в монастырских храмах, попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и построек и об экономическом процветании обители. Настоятельница, как лицо ответственное по монастырю, принимает посетителей: богомольцев, иностранных и местных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений и иных лиц, руководствуясь в сем собственным благорассуждением.
В своих заботах о душах сестер монастыря Настоятельница при помощи старших и опытных монахинь следит, чтобы все сестры возможно чаще очищали свою совесть покаянием и причащались Святых Тайн.
Настоятельница проверяет исполнение послушаний, возлагаемых на каждого из членов сестричества монастыря, и в случае необходимости делает замечания, выговоры и иного рода взыскания.
В случае отлучки, болезни или смерти Настоятельницы во временное отправление ее обязанностей вступает Благочинная монастыря, получая в таких случаях наименование Заместителя Настоятельницы.
Примечание: в исключительных случаях Заместителем Настоятельницы может быть иное лицо из состава Духовного Собора монастыря по благословению Духовника обители.
14. КАЗНАЧЕЯ. На обязанности Казначеи монастыря лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходованием монастырской казны и ведение приходно-расходных книг с соблюдением правил отчетности, каковая ежегодно представляется Настоятельницей правящему Архиерею.
Казначея также следит за состоянием и движением иных видов материальных ценностей.
В казнохранилище Казначее следует хранить и оберегать от всякой порчи монастырские планы и прочие важнейшие документы. Казначея следит за составлением, хранением и проверкою описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.
Казначея выдает авансовые деньги Эконому или другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета и остающиеся деньги, после чего расходные документы утверждаются Настоятельницей.
Казначее подчиняются: свечница, лавочница, а также иные должности, если они имеются (кассир, бухгалтер и т.п.).
15. ДУХОВНИК. На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах или выше по чину честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Духовник поставляется правящим Архиереем.
Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве сестер по пути ко спасению.
Духовник должен вести у себя запись, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных. Если Духовник за множеством проблем или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с согласия Настоятельницы часть их предоставляется вручить духовно опытному священнику, но за правильность духовного руководства со стороны священника отвечает Духовник.
Кроме того, по благословению Настоятельницы и Духовника могут быть назначаемы наставницами над новоначальными инокинями монахини данного монастыря, опытные в духовной жизни, кои подчиняются Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления.
Помимо монахинь-наставниц Духовнику подчиняются священнослужители монастыря, среди которых один может быть старшим и ответственным за совершение богослужений и таинств.
В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря.
16. БЛАГОЧИННАЯ. На обязанности Благочинной лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением сестер монастыря. Во время Богослужений Благочинная наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Благочинная во всякое время посещает келии сестер, следя за порядком, чистотою келий и времяпровождением сестер, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве.
В целях сохранения нравственности сестер, Благочинная должна заботиться о том, чтобы сестры не принимали у себя в келиях посторонних лиц, а также лиц мужского пола, даже близких родственников, свидание же с родными допускать только в специально отведенных для этого помещениях или в храме с разрешения самой Благочинной или Настоятельницы.
Монастырских гостей Благочинная размещает в гостинных келиях, вместе с гостиничной заботясь о их покое и продовольствии. Благочинная следит, чтобы сестры без нужды не посещали лиц, разместившихся в гостинных келиях, наипаче после вечернего молитвенного правила, когда возбранены и всякие праздные сношения сестер между собой.
Благочинная может иметь помощниц Благочинной. Благочинной необходимо ежедневно наблюдать, как сестрами был проведен день, то есть все ли были на положенных службах, своевременно ли на них приходили, все ли были на общей трапезе, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни. Благочинная ежедневно представляет отчет о положении дел Настоятельнице, которая дает соответствующие делу распоряжения.
Благочинной непосредственно подчиняются ризничая, уставщик, письмоводитель и библиотекарь.
17. РИЗНИЧАЯ. На обязанности ризничей лежит заведование и хранение всей церковной утвари, на которую составляется положенная опись, ежегодно контролируемая Настоятельницей.
Опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей с указанием их счета, веса и цены следует хранить всегда в ризнице, в безопасном месте, и без благословения Настоятельницы описи никому не давать, самой же ризничей иметь точную копию описи для проверки наличия упомянутых в описи предметов. Ключ от ризницы Ризничая должна всегда иметь у себя и без себя никого в ризницу не впускать, кроме помощницы ризничей и то под личную ответственность самой ризничей.
Бывшие в употреблении при священнослужении драгоценные вещи следует всякий раз после служения обстоятельно осматривать и о всякой утрате письменно ставить в известность Настоятельницу.
Ризничая выдает облачение для священнослужения, следит за тем, чтобы требующее починки было своевременно исправлено, а о необходимости приобретать новые предметы докладывает Настоятельнице; пришедшее в негодность уничтожает по рассмотрении Настоятельницы или Благочинной. Ризничая следит за освещением алтарей и храмов.
Ризничая наблюдает за всеми действиями подчиняющейся ей алтарницы. Ризничая может иметь в случае нужды в своем распоряжении помощницу ризничей.
18. ЭКОНОМ. На обязанности Эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной частью монастыря. В распоряжении Эконома находятся как сестры, занимающиеся монастырскими трудами, так и сторонние наемные рабочие, которых Эконом с благословения Настоятельницы принимает и назначает в нужное время для производства различного рода специальных работ.
Распределение времени работающих сестер зависит от усмотрения Настоятельницы или Благочинной, а Эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все занимались работой.
Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения самого Эконома, который назначает необходимые работы и следит за их исполнением.
Если в монастырском хозяйстве Эконом признает необходимым и полезным осуществить какое-либо улучшение, то ему предоставляется право представлять свои соображения Настоятельнице или Благочинной.
Эконому подчиняются: келарь, рухлядная, заведующие мастерскими (иконописной и др.), гостиничная, больничная, трапезная, повар, закупщица, привратники. Эконом может иметь помощницу.
19. КЕЛАРЬ. Обязанности келаря заключаются в наблюдении за целостью и сохранностью продовольствия. Под его наблюдением находятся монастырские кухни, склады продовольствия, квасоварня и просфорня, в коих должна соблюдаться безусловная чистота и опрятность.
Келарь наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось все то, что положено по Уставу. Без особого благословения Настоятельницы или Благочинной келарь не должен отпускать пищу в сестринские келии. В случае каких-либо недоумений келарю надлежит обращаться за указанием к своему непосредственному начальнику - Эконому или Благочинной.
20. УСТАВЩИК. Обязанности уставщика заключаются в строжайшем наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с церковным и монастырским Уставами.
Уставщик следит за суточными чтецами, которые обязаны заблаговременно приготавливать кафизмы, тропари, кондаки и иные чтения и читать на клиросе без ошибок, благоговейно и отчетливо, без переливов голоса, что является признаком самомнения и гордости. Мало знающих чтецов уставщику следует обучать чтению.
На обязанности уставщика лежит следить, чтобы всегда исправно прочитывались синодики и поданные поминальники: на проскомидии, Литургии, молебнах и панихидах.
Уставщику подчиняются: регент, канонарх, звонари, очередные чтецы и певцы. У уставщика также могут быть помощники, например, ответственные за правый и левый клиросы.
21. РЕГЕНТ. Обязанности регента состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе.
Хор должен петь так стройно и молитвенно, чтобы пение трогало и умиляло предстоящих, приводило к прославлению имени Божия и приносило духовную пользу всем молящимся.
Ни сам регент, ни певчие не должны допускать между собой шуток, смеха, празднословия и шума. Канонарху следует заблаговременно просматривать тексты стихир и иных песнопений, чтобы канонаршить внятно и отчетливо, делая правильные по смыслу остановки между фразами.
Регент систематически организует спевки, в которых должны неуклонно участвовать все певчие.
22. СВЕЧНИЦА. На обязанности свечницы лежит распространение свечей, прием треб и регистрация их, прием пожертвований по церкви, о которых она должна давать Казначее подробные сведения, имея при себе книгу для записи прихода и расхода денежных средств и свечей.
Свечница должна смотреть, чтобы церковные денежные кружки были запечатаны и замкнуты до времени высыпки.
Свечница имеет в своем ведении и иные церковные свечи (диаконские, полиелейные, выносные, настольные, дикирные и т.п.), которые выдает алтарнице, ведя соответствующий письменный учет.
Свечница выдает свечи для своевременного их поставления у местных и иных икон.
23. ЛАВОЧНИЦА. На обязанности лавочницы лежит: распространение икон, духовной литературы и разного рода поделок, выходящих из мастерских церковной утвари, составление списка на нужную церковную утварь и ведение по свечной лавке установленной монастырской отчетности.
Пожертвования по свечной лавке сдается Казначее или Настоятельнице. Периодически, по решению Настоятельницы, производится учет по лавке ревизионной комиссией.
24. АЛТАРНИЦА. Обязанности алтарницы требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с прислуживанием в алтаре близ Св. Престола и Св. Жертвенника.
Алтарница обязана прислуживать за Богослужениями, возжигать в алтаре светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи. Алтарь, солею, образа и др. алтарница должна очищать от паутины и пыли, нечистоту выметая в непопираемое место, воздух освежать посредством вентиляции и открытия окон, ковры и дорожки по возможности чаще выколачивать.
Алтарницы подчиняются ризничей.
25. ЗВОНАРЬ. В положенное время звонарь приходит к Настоятельнице (или Благочинной) за благословением и затем производит благовест к Богослужению в соответствии с Уставом и введенным в обители обычаем.
26. ПИСЬМОВОДИТЕЛЬ. На обязанности письмоводителя лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке, быть надлежащим образом зарегистрированными.
Переписка монастыря не должна задерживаться и залеживаться. Письмоводитель подчиняется Благочинной и руководствуется ее указаниями.
27. БИБЛИОТЕКАРЬ. На обязанности библиотекаря лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг и изданий, составление подсобного инвентарного католога и картотеки и выдача книг насельницам обители (под расписку).
Должность библиотекаря требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с духовным развитием и подготовкой каждой сестры монастыря. Библиотекарь должен о полезности той или другой книги советоваться с Настоятельницей, Духовником или иными духовно опытными лицами с благословения Духовника.
Книгохранилище надлежит содержать в полном порядке и чистоте, размещая книги по отделам, книги ветхие надлежит своевременно отдавать в переплетение.
Каждая сестра, взявшая из библиотеки книгу, должна хранить ее у себя в целости, чистоте и опрятности, оберегая от жары, сырости.
Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарь обязан требовать возвращения взятых книг.
Книги, потребные для Богослужений, билиотекарь выдает своевременно приходящему уставщику, отбирая ненужные обратно в библиотеку. Библиотекарь может по особому списку выдать уставщику полный круг богослужебных книг, в каковом случае уставщик несет всю ответственность за сохранность этих книг.
28. РУХЛЯДНАЯ. Рухлядная наблюдает за приобретением и изготовлением обуви или одежды для сестер, а также за их починкой. В своих сношениях с сестрами рухлядной подобает быть беспристрастной и внимательной, ибо часто случается, что иная по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иная же требует без нужды излишнего.
Что касается материала, из которого должно шить сестрам одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чеи изысканностью, и не цветную, но черную или серую /на хитон/, ибо щегольство в одежде неприлично иноческому смирению.
Рухлядная подчиняется Эконому и ей отчитывается в своем послушании, представляя и смету на приобретение потребных материалов.
29. ПРОСФОРНИЦА. Просфорница является ответственным лицом по изготовлению просфор, то есть хлеба, приносимого при священнодействии на Святой Евхаристии. Посему таковой хлеб подобает печь из чистой свежей пшеничной муки, положив закваску и соль в меру, дабы хлеб имел вкус благоприятный.
Сама просфорница должна жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне. Просфорница подчиняется Эконому, получая муку и все потребное у келаря.
30. ТРАПЕЗНАЯ. Обязанности трапезной состоят в надзоре за приготовлением сестрам пищи и в наблюдении за порядком во время трапезы. Трапезная (или, по благословению Настоятельницы, - повар) испрашивает благословение у Настоятельницы, какую и в каком количестве готовить пищу.
Трапезная обязана следить за поддержанием огня в негасимой лампаде трапезной церкви. Утром трапезная должна прийти в трапезную церковь для получения огня из негасимой лампады и этим огнем разжигаются печи на кухне.
По окончании общей трапезы сестер, во вторую очередь, вкушают пищу трапезная, чтец и те из сестер, которые, находясь на неотложных послушаниях, не попали в первую очередь.
После второй очереди трапезная никому пищи не отпускает, ни в трапезной, ни в келию, разве только по особому указанию Благочинной или Эконома, которому трапезная непосредственно подчиняется. Трапезная наблюдает за тем, чтобы как в трапезной, так и на кухне, всегда соблюдалась образцовая чистота, опрятность обстановки, одежды прислуживающих, посуды, а также следит за проветриванием помещений трапезы и кухни.
31. ГОСТИНИЧНАЯ. На гостиничной лежит обязанность с любовью и усердием обслуживать приезжающих в монастырь. О прибытии всякого гостя гостиничная немедленно докладывает Настоятельнице (или лицу, ее заменяющему), и без благословения Настоятельницы никого в гостинице не принимает.
Приходящих в монастырь монашествующих и послушниц из других монастырей никоим образом не следует помещать с сестрами, но или в гостинных помещениях, или в свободных келиях.
Пища для монастырских гостей должна быть скромная и дозволенная монастырским Уставом. Отступление от общего правила (для больных) можно делать лишь с благословения Настоятельницы.
32. БОЛЬНИЧНАЯ. Обязанность больничной состоит в уходе и присмотре за находящимися на излечении сестрами. На должность больничной назначается сестра богобоязненная, сострадательная и заботливая.
Боьничная пользует болящих пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время и в строгом соответствии с указаниями врача и Благочинной.
Употребление лекарств основываем на Слове Божием (И. Сирах, глава 38) и на словах св. Василия Великого: "Как всякое пособие, искусство против немощей естества даровано нам от Бога, например, земледелие, ткацкое искусство, зодчество; так надобно сказать и о врачебном искусстве... Свойства, заключающиеся в корнях, цветах, листьях, в плодах и соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти - все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие" (Правило 55)
Однако, как не должно вовсе избегать телесного лечения, так не следует и полагать в нем всю надежду, помня, что врачебное искусство действенно лишь тогда, когда на это есть изволение Всевышнего.
33. ЗАВЕДУЮЩИЕ МАСТЕРСКИМИ. На обязанности заведующей какой-либо мастерской (иконописной, швейной, вышивальной, переплетной и т.п.) лежит надзор за работами, в ней производящимися и наблюдение за благоповедением труждающихся сестер и частных лиц, приглашаемых для производства работ.
Труждающиеся сестры помнят слова св. Апостола: "Ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе" (2 Сол. 3,8)
В монастырских мастерских не должно производить работ, могущих оказать вредное влияние на душевное преуспеяние сестер, или требующие чрезмерного соприкосновения с миром, особенно с мужским полом. Заведующие мастерскими подчиняются Эконому.
4. УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ В СЕСТРИЧЕСТВО МОНАСТЫРЯ.
34. Никакое звание и никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество (в соответствии с 43 правилом VI вселенского собора).
35. Безусловно запрещается принимать в сестричество монастыря:
- лиц несовершеннолетних,
- жену при живом муже, законно с ней не разведенном; если же поступить в монастырь пожелают оба супруга, то надлежит принять во внимание, не имеют ли они малолетних детей, требующих родительского призрения.
36. Новопоступающая предъявляет паспорт, свидетельство о семейном положении, а также пишет свою автобиографию и прошение о принятии в монастырь на имя Настоятельницы.
37. Новопоступившая проходит испытание в течение трех лет, и, если окажется достойной воспринять монашеский чин, Настоятельница делает представление о ее пострижении правящему Архиерею.
38. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от благонравия и моральной устойчивости новоначальной, а также если известна благочестивая жизнь постригаемой до вступления ее в сестричество.
39. Представление послушницы к пострижению в монашество должно быть основано не просто на исполнении обычно положенных трех лет искуса, но на приобретенном посредством надзора и испытания удостоверении в благонадежности ее к достойному прохождению монашеского подвига.
40. Испытуемая принимается в общество сестер и проходит испытательное житие под руководством монахини-наставницы.
41. Принимаемая в сестричество помнит, что помещение, ею занимаемое (келия или часть келии), не является ее собственностью, но представляет собой общежитие или служебное помещение.
42. От приходящих в монастырь денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающей добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем, чтобы жертвовательница дала подписку в том, что за свою жертву она не будет искать преимущества или хвалиться своей жертвой.
43. Бродячие инокини, самовольно ушедшие из другого монастыря, в Введено-Оятский женский монастырь не принимаются.